Особенности и назначение дорожных ограждений из металла

Дорожные ограждения давным-давно стали неотъемлемой частью автомагистралей. Увидеть их можно на самых опасных участках, то есть там, где есть необходимость отделить проезжую часть от обочины, пешеходной зоны или съездов с мостов. Ограждениями барьерного типа отделяют также велосипедные дорожки во избежание случайных заездов на них лихих автомобилистов. На трассах с большой загруженностью и высокими скоростными возможностями устанавливают металлические конструкции на разделительной полосе.

Барьерное металлическое ограждение на дороге
Дорожное барьерное ограждение из металла с катафотами

Назначение металлических дорожных барьеров

ГОСТ 26804 говорит о том, что установка металлических барьеров целесообразна в местах, где высока опасность съезда транспортных средств с проезжей части: «слепые» зоны, затяжные повороты, мосты и т.д.

Металлические барьеры на дорогах выполняют целый ряд задач:

  • Разделение полосы движения и препятствие для выезда автомобилей на встречную полосу движения
  • Уменьшение последствий аварийных ситуаций за счет сдерживания
  • Смягчение последствий ДТП, а также предотвращение опрокидывания автотранспортных средств с дороги
  • Направление движения транспортного потока
  • Препятствие для перехода пешеходов в запрещенных местах
  • Препятствие для перехода диких животных через автомагистраль

Разновидностью дорожных барьеров является мостовое металлическое ограждение. Его основное назначение – не допустить съезд автотранспорта с проезжей части моста. Двухъярусная конструкция позволяет в несколько раз увеличить сдерживающую способность такого ограждения и предотвращать падение автомобилей с мостового сооружения.

Сдвоенное металлическое дорожное ограждение на мосту
Сдвоенное металлическое дорожное ограждение
Каждый вид дорожного ограждения имеет свои особенности. Металлические конструкции барьерного типа должны выполнять еще одну функцию, — амортизирующую. По сути, они должны смягчать удар автомобиля без его полной остановки. Но с этой задачей ограждения из металла справляются только частично.

Среди множества разновидностей амортизирующих конструкций с этой задачей лучше всего справляются металлические ограждения, изготовленные в виде волнового профиля. Во время ДТП они смягчают силу удара за счет распределения ее по всей площади и растрачивания на деформирование. Дорожные металлические барьеры перенаправляют движение неконтролируемого автомобиля под углом 30ᵒ обратно на дорогу, уменьшая последствия ДТП. Такие двойные ограждения часто можно увидеть на разделительных полосах.

Металлические конструкции легко демонтируются. Поэтому их часто используют не только на автомобильных дорогах. С их помощью огораживают парковки, детские площадки, пешеходные зоны, места проведения ремонтных работ инженерных систем.

Технические требования и комплектация

При изготовлении ограждений из металла барьерного типа производители должны следовать требованиям ГОСТ 26804. В смонтированном состоянии они должны обладать сдерживающей способностью на разделительных полосах и обочинах дорог, выраженной в следующих величинах:

  • При высоте 75 см – до 300 кДж
  • При высоте 1 м 10 см на обочинах – до 450 кДж, на разделительных полосах – до 400 кДж

Для мостовых барьеров эти показатели следующие:

  • При высоте 75 см – до 300 кДж на разделительной полосе и на границах габарита
  • При высоте 1 м 10 см – от 400 кДж до 600 кДж на границах габарита в зависимости от ширины тротуара, проходящего по мосту, и до 400 кДж на разделительной полосе
  • При высоте до полутора метров – до 600 кДж на краю пролетного моста без тротуаров

Внешний вид ограждения представляет собой балку, закрепленную на опорных конструкциях. Полная комплектация включает в себя следующие элементы:

  • Балка
  • Стойка металлическая
  • Мостовая опорная стойка
  • Консоль жесткая
  • Светоотражатели лицевого ограничителя

Металлические дорожные барьеры бывают односторонние и двусторонние.

Односторонние ограждения применяют там, где нужно огородить земляное полотно дороги во избежание непреднамеренного съезда транспорта. С их помощью отделяют проезжую часть от сооружений и зданий, расположенных в полосе отвода дороги.

Двусторонние ограждения устанавливают на разграничительных линиях многополосных дорог. Они призваны предотвращать столкновение транспортных средств, движущихся во встречных потоках.

Барьер разделяющий встречные потоки машин
Металлический дорожный барьер разделяющий встречные потоки машин

Изготовитель во время поставки комплекта металлических ограждений обязан предоставить заказчику следующие документы:

  • Чертежи с обозначением участков дорожного ограждения, в которых указаны основные размеры
  • Схему сборки
  • Спецификацию, в которой перечислены все элементы и крепеж комплекта
  • Паспорт комплекта
  • Инструкцию по монтажу
  • Сертификат соответствия требованиям ГОСТ

Основные элементы маркировки должны соответствовать ГОСТу. Для удобства производители могут использовать и дополнительные элементы маркировки, расшифровку которых должны обязательно предоставить.

Требования к установке дорожных ограждений из металла

Следует учитывать, что любые дорожные ограждения, в том числе и металлические, могут устанавливать только специализированные организации, имеющие проект производства строительно-монтажных работ и учитывающие все требования технических условий.

Подготовительные мероприятия включают плановую разбивку мест, где будут установлены стойки. При этом дорожное асфальтобетонное покрытие и обочины дороги должны быть полностью готовы.

Работы по установке ограждений из металла должны проводиться бригадой рабочих при наличии следующей техники:

  • фронтального погрузчика
  • бурового или сваебойного агрегата
  • автокрана
  • бортовой автомашины
  • передвижной компрессорной станции
  • пневматического или электрического инструмента

Все строительно-монтажные работы должны проводиться с учетом требований ГОСТ Р 52289, ГОСТ 23118, СП 53-101, с соблюдением правил техники безопасности.

Дорожные металлические барьеры – это недорогой способ обеспечить относительную безопасность на дорогах. Их срок эксплуатации – не менее 15 лет. А достигается он не только особенностями конструкции и материала, но и специальным антикоррозийным покрытием, толщина которого соответствует требованиям ГОСТ. Высокая технологичность, низкая себестоимость и простота монтажа барьеров достигается использованием в производстве унифицированных элементов (балок, консолей, крепежных деталей и т.д.).

Поделиться записью

Post Comment